Ежедневно с 10:00 до 19:00
Задайте вопрос в WhatsApp:
 

Реклама для малого бизнеса - как не слить бюджет и заработать

Итак, у вас есть крутая идея. И вот с регистрацией ИП или ООО покончено. И вроде бы можно начинать работать и грести деньги лопатой, но… клиентов нет. А где собственно их брать? Правильно – запускаем рекламу! И здесь возникает очередная проблема, как это сделать, когда бюджет ограничен, а времени – в обрез? Можно ли вложить в рекламу 10 тысяч, а сделать миллион чистой прибыли? Где находится та самая кнопка, на которую нужно нажать, чтобы точно “полетело”? Разберем, как запустить рекламную кампанию для малого бизнеса и получить желаемые результаты.
Эффективность рекламной кампании

Подготовительный этап

Для подготовки к запуску рекламы применимо известное выражение “готовь сани летом”. Продумать все основные моменты нужно заранее, а не в момент настройки и публикации объявлений. То есть на подготовительном этапе вы создаете некий фундамент, который будет оставаться неизменным для большинства товаров и услуг фирмы.

1. Анализ бизнеса. Первым делом требуется проанализировать работу фирмы. Узнать ее сильные и слабые стороны, выявить конкурентов, определить целевую аудиторию, организовать аудит сайта компании. И наконец, составить уникальное торговое предложение, учитывающее: качество продукции, оригинальный дизайн, конкурентную цену, экологичность, инновации и т.д.
Планируя продвижение в интернете, запускайте рекламные кампании по конкретным товарным категориям. Не нужно пихать все в одну кучу. Под каждое направление, каждую категорию товаров или услуг у вас должна быть отдельная кампания. Так будет проще отстраиваться от конкурентов, составлять УТП, а после запуска рекламы анализировать результаты.
Например, для автосервиса: кузовный ремонт, шиномонтаж, ремонт двигателя, детейлинг и т.д. Соответственно, под каждый вид услуг нужно настроить и запустить отдельную рекламную кампанию.

Совет! Если сомневаетесь, с какой категории товаров или услуг начать продвижение, берите самое маржинальное направление – не ошибетесь. В первую очередь рекламировать нужно то, что приносит больше всего прибыли.


Статистика кампании
2. Постановка целей. Нужно четко понимать, что именно бизнес хочет получить от рекламы, какими должны быть ее результаты и как будет проверяться их достижение. Говоря простыми словами, цель должна быть конкретной, актуальной, измеримой и достижимой. Например, “повысить продажи” и “найти первых клиентов” – вообще не цели, а мысли вслух. Просто так запустить рекламу, “чтобы было” – это чистая авантюра и гарантированный слив бюджета.
Лиды
3. Изучение целевой аудитории (ЦА). Если бизнес не знает свою аудиторию, ему будет непросто придумать и настроить эффективную рекламу с адресным предложением. Анализ ЦА проводится по нескольким характеристикам:
  • Географический: где живут клиенты и где они бывают.
  • Социально-демографический: пол, образование, доход, возраст, семейное положение, наличие детей. Например, юноши и девушки 25-35 лет с оконченным высшим образованием.
  • Психографические: личные качества, мечты, страхи, ценности, хобби. Например, общительные, любознательные, смотрят сериалы, любят путешествовать.
  • Поведенческие: анализ поведения человека, когда принимает решение о покупке, ищет нужный товар.
Для изучения целевой аудитории можно использовать обратную связь от клиентов или специальные онлайн-сервисы (Tiburon Research и Яндекс.Взгляд).
Конверсия по избранным целям
4. Анализ конкурентов. Помогает оценить текущую ситуацию на рынке, найти точки роста, эффективно использовать бюджет. Для решения поставленной задачи:
  • Найдите и изучите предложения конкурентов в топе поисковой выдачи, через отраслевые рейтинги, опросы клиентов, маркетинговые исследования;
  • Изучите рекламу конкурентов - какие ключи они задействуют, какие каналы продвижения используют, на чем сделан акцент в объявлениях, какие элементы в них используются;
  • Оценить сайты - их интерфейс, удобство и скорость поиска нужной информации, способы связи с менеджерами, как оформляется заказ и т.д.
Собранная информация позволит выявить сильные и слабые стороны конкурентов, интересные решения, которые можно взять в работу, адаптировав под себя.
Бюджет рекламной кампании

Разработка рекламной стратегии

Под рекламной стратегией понимается долгосрочный план действий по продвижению компании или продукта на различных рекламных площадках. Она ориентирована на достижение глобальных целей и представляет собой общий план действий, свод правил и ориентиров, на которые следует ориентироваться при запуске рекламных кампаний.

Для чего нужна рекламная стратегия?
  • Чтобы разложить по полочкам работу фирмы;
  • Для выбора наиболее эффективных каналов продвижения в каждом конкретном случае;
  • Чтобы было проще составлять рекламные объявления;
  • Чтобы иметь план Б, В и Ж, на случай, если что-то пойдет не так.

Единого шаблона рекламных стратегий не существует. Для достижения одних и тех же целей различные бренды выбирают собственные подходы и наборы инструментов. Разработка стратегии выполняется на основе анализа текущей ситуации, приоритетных задач, имеющихся ресурсов, обстановки на рынке.



Статистика источников
Выбор каналов продвижения

Канал продвижения - это место, где размещается рекламное сообщение. Выбор конкретных каналов зависит от целей кампании, характеристик и предпочтений целевой аудитории.

1. Онлайн-каналы.
Согласно исследованию сервиса “Точка Рекламы” в 2024 году рынок интернет-рекламы малого и среднего бизнеса вырос на 23% в денежном эквиваленте в сравнении с 2023 годом. В число ключевых игроков рынка вошли: Яндекс.Директ, ВКонтакте, Авито, Телеграм.
Основные онлайн-каналы продвижения:
  • Контекстная реклама. Это рекламные объявления на странице результатов поисковой выдачи. По сути, она является “ускоренным” вариантом СЕО, при этом к ее преимуществам можно отнести: быстрый запуск и результат, масштабируемость, низкий порог входа и т.д.
  • Таргетированная реклама в соцсетях. Чаще всего имеет вид видеоролика или графического баннера, которые демонстрируются в боковой колонке или ленте. Основные рекламные системы для социальных сетей: My Target (Vk, Mail.ru, Одноклассники) и Facebook (Facebook, Instagram). При показе рекламы учитывается множество факторов: возраст, пол, местоположение, интересы пользователя. Соцсети могут использоваться для ретаргетинга, прямых продаж недорогих товаров и услуг, информирования холодной аудитории, лидогенерации.
  • SEO-продвижение. Поисковая оптимизация заключается в постоянной работе над тем, чтобы сайт компании занимал хорошие позиции в поисковиках. СЕО требует значительных инвестиций в сайт на начальных этапах и регулярных финансовых вливаний в поддержке. Результаты от SEO продвижения стоит ожидать не ранее чем через несколько месяцев или даже года.
E-mail-маркетинг. Не стоит путать этот канал с нелюбимыми всеми спамными рассылками. При грамотном подходе e-mail маркетинг становится эффективным способом коммуникации с теми, кто сознательно подписался на ваши новости или уже совершил покупку. Собирать базу для подготовки рассылок нужно с самых первых дней работы бизнеса.
Статистика трафика из рекламных источников
2. Оффлайн-каналы. В эту категорию входит реклама, которая не связана с интернетом.
  • Реклама в местных СМИ. Это могут быть радио, газеты, телевидение, то есть классные каналы рекламы, позволяющие информировать потенциальных покупателей о товарах и услугах. Для малого бизнеса они вряд ли подходят, из-за высокой стоимости создания роликов, объявлений и размещения, низкой сегментации ЦА.
  • Наружная реклама. Вариантов масса: билборды, вывески, указатели, штендеры и т.д. Целесообразность наружной рекламы зависит от конкретного бизнеса. Для многих локальных фирм она становится основным источником привлечения клиентов, тогда как другие спокойно обходятся без нее.

Разработка рекламных материалов

От качества подготовки рекламных материалов во многом зависит результат рекламы. Хорошие рекламные материалы несут правильные посылы, способные донести до конечного потребителя ценность и конкурентные преимущества продукта.
Виды рекламных материалов для малого бизнеса:
  • печатная продукция - флаеры, буклеты, листовки и пр.;
  • аудиовизуальные материалы - радиореклама, телевизионная реклама, видеоролики для соцсетей;
  • веб-материалы - рекламные ролики в интернете, реклама на поиске, сайты и пр;
  • digital-носители - презентации, контент в социальных сетях и другие инструменты.
Разработка рекламных материалов - это комплексный творческий и маркетинговый процесс, в которой текст, аудио, видео и художественные решения работают на достижение целей бизнеса: увеличение продаж, повышение узнаваемости бренда, привлечение новых клиентов и т.д. Недостаточно придумать яркий и запоминающийся слоган, нужно чтобы у покупателя возникло реальное желание пойти и купить товар. Для этого дизайнеры и маркетологи используют специальные психологические приемы, например, ассоциации, системы символов и знаков, рождающие в подсознании человека определенные желания.
Пример рекламных материалов
Определение бюджета

Малый бизнес особенно тщательно подходит к вопросам рекламного бюджета. При этом зачастую на страте приходится действовать в условиях полнейшей неопределенности. В идеале при расчете бюджета в него следует включить все планируемые затраты на рекламу:

  • стоимость размещения онлайн-рекламы: контекстной, таргетированной, баннерной, нативных материалов на партнерских ресурсах;
  • оплата прямой рекламы: наружной, объявлений на радио и ТВ, объявлений в газетах и журналах;
  • стоимость изготовления рекламных материалов: расходы на подготовку видеороликов, копирайтинг, печать листовок и буклетов и т.д.;
  • затраты на рекламные мероприятия: розыгрыши, промо акции и иные активности;

Дополнительно рекомендуем зарезервировать средства на тестирование разных офферов и каналов продвижения, оптимизацию уже запущенных кампаний. Выделенный по итогу бюджет нужно распределить по используемым рекламным каналам.
Определение бюджета рекламной кампании

Реализация рекламной кампании

Подготовка и проведение рекламных кампаний - это непростой процесс, требующий серьезных затрат времени, сил и денег. Рассмотрим его ключевые этапы.

Запуск рекламной кампании

  1. Шаг. Постановка целей кампании. Например, “до июня увеличить продажи женской обуви на 25%”.
  2. Шаг. Определение целевой аудитории. Например, девушки и женщины в возрасте 25-45 лет, проживающие в Екатеринбурге.
  3. Шаг. Выбор каналов продвижения. Это могут быть социальные сети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, поисковая реклама Яндекс.Директ, Email-маркетинг, оффлайн-реклама.
  4. Шаг. Создание рекламных материалов. Убедитесь в соответствии креативов требованиям выбранных каналов продвижения.
  5. Шаг. Настройка кампании. Настройте параметры таргетинга по выбранной целевой аудитории. Определите общий и дневной бюджеты для рекламы.
  6. Шаг. Запуск рекламной кампании. Запустите кампанию. Проверьте правильность работы всех ссылок и материалов.
Мониторинг и аналитика

Результаты рекламы для малого бизнеса должны быть измеримыми. В зависимости от используемого бизнесом канала для оценки полученного эффекта применяют разные подходы. Например, для базового анализа результатов рекламы интернет-магазина применяются системы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Google Analytics. Их стоит дополнить сервисом коллтрекинга, который будет отслеживать телефонные звонки.
Основные показатели, которые необходимо отслеживать после запуска рекламной кампании:
  • CTR - процент кликов по рекламе от общего числа показов. Высокий CTR указывает на привлекательность объявления.
Конверсия - процент пользователей, совершивших целевое действие (покупку, регистрацию) после нажатия на рекламу.
  • ROI - показатель возврата инвестиций от рекламной кампании.
  • CR - количество целевых действий на 100 посетителей;
  • CRO - стоимость одного заказа на сайте (в денежном выражении);
Конечно, показателей эффективности рекламы намного больше, но те, которые мы перечислили, вы сможете свободно ориентироваться в отчетах практически любых рекламных кабинетов.

Оптимизация рекламных кампаний
Реализация рекламной кампании - это циклический процесс, требующий тщательного планирования, активного мониторинга и постоянной оптимизации. Анализ промежуточных результатов позволяет своевременно выявлять узкие места, неработающие элементы и каналы продвижения, оперативно вносить изменения в креативы, таргетинг, семантику, распределение бюджета. Оптимизацию рекламы проводят с целью повышения конверсии, корректировки показателей окупаемости кампании, эффективной конкуренции за позиции в поисковой выдаче.

Подведение итогов и рекомендации
После завершения рекламной кампании в обязательном порядке подводятся ее итоги. Полученные результаты сравниваются с поставленными целями. Выполняется анализ эффективности креативов, разных каналова продвижения. Составляются отчеты с рекомендациями для будущих кампаний.
Эффективность рекламной кампании.
Нет ничего проще, чем потратить впустую деньги, выделенные на рекламу. Достаточно привлечь к продвижению бренда и его товаров неквалифицированных маркетологов, контекстологов и SMM-щиков, использовать плохие креативы, не отслеживать и не оптимизировать KPI после запуска кампании.
Малому бизнесу, планирующему запуск рекламы, мы рекомендуем сфокусироваться на целевой аудитории, тестировать различные подходы и каналы продвижения, учиться на своем опыте и опыте конкурентов, быть гибким, чтобы мгновенно подстраиваться под меняющиеся вкусы и предпочтения клиентов, рыночные тенденции. Ну и конечно, не стоит экспериментировать - каждый должен заниматься своим делом. Доверьте запуск и ведение рекламы специалистам b2blabs, а сами займетесь работой с потенциальными покупателями: повышением качества сервиса, расширением ассортимента и другими важными для развития бизнеса задачами.
Новые и вернувшиеся посетители
Закажите настройку Яндекс Директ прямо сейчас
Читайте также:
Мы поможем настроить контекстную рекламу